Очень странное сочетание кавайности, пушистости и грубости, жёсткости. © Стефа про меня:)
Сегодня день св. Люции.
Жалко у нас его не празднуют(
Про этот день.«Ежели за время, что пройдет от дня святой Люции до рождественского сочельника, из девяти деревьев - липа, береза, орешник, верба, ольха, бук, ель, терновник, клен - сделать стул, каждый день работая понемногу, да взять его тайком на заутреню, да сесть на него - увидишь, то, что скрыто от других: женщин, которые преклоняют колена, повернувшись спиной к алтарю. Это и есть ведьмы...»
13 декабря католики отмечают память св. Люции, мученицы времен Диоклетиана (III в.)
Имя Люция происходит от латинского слова «lux» - «свет». С праздником в ее честь связана поговорка: «Со святой Лукией ночи убывают». Появилась она еще при юлианском календаре, в соответствии с которым на 13 декабря приходился день зимнего солнцестояния. После григорианской реформы 1582 года самый короткий день в году выпал на 21 декабря. После этого народная мудрость перестала соответствовать действительности, что нашло отражение в дополнении к поговорке: «Со святой Лукией ночи убывают, но дни длиннее не становятся».
По легенде, у св. Люции были прекрасные глаза, которыми она очаровала некоего молодого человека, и чтобы он не впал в искушение, она выколола свои глаза и прислала их ему на тарелке. Благодаря этой легенде, в романских и германских странах св. Люция считалась покровительницей света и целительницей глазных болезней.
Однако в обрядах и поверьях многих стран сохранилась память и о самом «ведьмином» дне - дне св. Люции. По некоторым поверьям на св. Люцию ведьмы сбивают под мостами масло, танцуют на перекрестках и могут «затанцевать» попавшихся им мужчин и парней до смерти, ночью ходят в белых покрывалах и с ведрами в руках, собираются на шабаши и т.д.
Соответственно, предпринимались и различные меры по защите людей и их окружения от ведьм. Например, как и всякую нечистую силу, ведьм выгоняли из села шумом, свистом, стуком, колокольным звоном, выстрелами, хлопаньем бича и пр. Для защиты от пагубного ведьмовского воздействия использовали чеснок: его ели сами и давали есть скоту, а также натирали им лоб, руки и ступни, мазали его соком стены хлевов и рисовали чесноком или дегтем кресты над входом в хлев и дом. В качестве оберегов применялись и различные запреты. Например на Люцию запрещалось прясть и шить (иначе, по поверью, скрючит пальцы, работа будет все время портиться, куры перестанут нестись и т.п.; а у кормящих женщин, нарушивших запрет, по народному поверью, воспалится грудь), стирать, печь хлеб, работать на лошадях, ломать или разбивать что-либо и т.д.
Еще одним магическим способом защиты от злых сил и ведьм в частности было исполнение на св. Люцию т.н. «бесчинств». Такие бесчинства, как правило, заключались в том, что молодые парни вечером собирались группой и крали по дворам все, что могли (дрова, хозяйственную утварь, личные вещи, одежду и обувь), разбирали заборы, разваливали поленницы, отпиливали дышло с воза или перегораживали возами дорогу, замазывали окна домов известью (чтобы заставить обитателей дома из-за царящей в доме темноты проспать дольше обычного)... Такое ненормированное, «перевернутое» поведение людей должно было дезориентировать и отпугнуть нечистых духов: им как бы давали понять, что в данном месте присутствует некое хаотическое начало, которое сильнее их и может нанести какой-либо ущерб им самим.
Но несмотря на все это, встречаются также и представления о том, что Люция охраняет и защищает людей от ведьм. Женщины в день ее памяти не пряли, «чтобы не спутать волосы святой», а также не мылись и не стирали, чтобы не причинить Люции боль.
Мотивы прядения встречаются в обряде ряжения св. Люцией. В Словакии, Валахии и южной Чехии «Люцки», одетые во все белое, с лицами, закрытыми покрывалом или волосами, в день св. Люции ходили по домам. «Люция» проверяла чистоту и порядок в доме, а также количество и качество пряжи, выпряденной хозяйкой.
Интересно, что «Люцки» и их свита порой во время всего обхода сохраняли молчание, ходили зачастую необычной походкой (раскачиваясь, прихрамывая, ковыляя или подпрыгивая), обещали следить за поведением детей из-за печной трубы и пр. Они вели себя скорее как ряженые-демоны, чем как ряженые-святые. В некоторых местах «Люции» имели даже откровенно демоническое обличье: они одевались в белые балахоны, посыпали лица мукой или сажей, растрепывали волосы, иногда вставляли вырезанные из репы устрашающие клыки или приделывали себе горб, порой оборачивались гороховой или житной соломой. Иногда «Люцкам» придавались и некоторые черты, свойственные обычно демонам: например, они имели конскую голову, гусиные лапы, птичий клюв и т.п.
Двенадцать дней от св. Люции до Рождества, как время присутствия рядом с людьми неких сверхъестественных существ, когда граница между миром людей и «тем светом» словно бы истончалась, как нельзя лучше подходили для гаданий. Гадали о погоде, о будущем урожае, о судьбе, о замужестве... Гадания у всех народов разные.
Например, поляки и словаки для того, чтобы узнать, каким будет урожай, каждый день брали по одному угольку из печи и загадывали на него вид выращиваемой культуры, а потом смотрели: если будет сыпаться много пепла, то и урожай будет хороший. О замужестве девушки гадали чаще всего по распустившимся веточкам вишни, поставленным в воду (они должны были распуститься к Рождеству). Зазеленевшая веточка могла обозначать удачу и счастье в будущем году, щедрый урожай фруктов и здоровье семьи, а кое-где еще и «честность» девицы. О суженом девушки гадали, вытягивая из-под подушки листочки с именами парней, и это называлось «гаданием св. Люции» (wrozba sw. Lucji).
Праздник св. Люции в Швеции.Праздник святой Люции (Sankta Lucia) является исконно шведской традицией. Ни одна другая страна так широко не отмечает этот праздник. Он получил свое название в честь итальянской мученицы Люции, погибшей в 304 году в Сиракузах на Сицилии. Но в остальном шведская Люция имеет мало общего с итальянской мученицей.
Обычно говорят, что ночь дня св. Люции - это самая длинная ночь в году. Такое мнение сложилось в тот период, когда в Швеции использовался юлианский календарь. В XV веке на 13 декабря приходился день зимнего солнцестояния. Когда в 1753 году Швеция перешла на григорианский календарь, зимнее солнцестояние было перенесено на 21 декабря, ночь св. Люции сохранила свое значение самой длинной и темной ночи, времени разгула сил зла.
В Швеции в ночь св. Люции сегодня устраивают разгульные праздники. Это наследие Средневековья. В средневековой церкви правила поста во время адвента (время подготовки к Рождеству от лат. «Adventus Domini» - Пришествие Господа) были очень мягкими, и строгий пост начинался лишь после Люции. Поэтому в день св. Люции много пили и ели. По некоторым сведениям, в день Люции съедали по семь завтраков до восхода солнца. Затем начинался рождественский пост.
У шведской Люции множество прообразов. Один из них - немецкая «Christkindlein» - одетая ангелом маленькая девочка, раздающая подарки. Часто эту девочку изображают в венке со свечами. Когда-то в XVII веке девочка со свечами в волосах пришла из Германии в шведские поместья.
Самое раннее шведское документальное свидетельство о Люции относится к 1764 году. Один старый священник, вспоминая о годах своего обучения, рассказал о том, как однажды утром в день св. Люции его разбудило ангелоподобное существо, угостившее его салом и водкой.
Королевским школьным указом 1724 года было установлено, что зимние каникулы должны начинаться в день св. Люции. В этот день студенты одеваются в белые одежды и поют рождественские песни для своих профессоров. Кое-кто из студентов одевался ангелом; этот ангел также является прообразом шведской Люции.
Свою нынешнюю форму праздник св. Люции приобрел лишь в ХХ веке. Сегодня Люция носит длинное белое платье с красным шелковым поясом, на ее голове - корона с пятью свечами. Люцию сопровождает свита из девушек и звездных мальчиков. Люция угощает всех кофе и особыми булочками с шафраном, которые называются «люссекаттер». Праздник Люции отмечают все и везде: в школах, детских садах, в организациях. Дома дети также празднуют и поздравляют соседей. В день Люции группы детей посещают больницы и дома для престарелых и поют песни адвента и Рождества. В репертуар всегда входит песня Люции, слова которой были написаны в Швеции на мелодию неаполитанской народной песни Санта Лючия.
Жалко у нас его не празднуют(
Про этот день.«Ежели за время, что пройдет от дня святой Люции до рождественского сочельника, из девяти деревьев - липа, береза, орешник, верба, ольха, бук, ель, терновник, клен - сделать стул, каждый день работая понемногу, да взять его тайком на заутреню, да сесть на него - увидишь, то, что скрыто от других: женщин, которые преклоняют колена, повернувшись спиной к алтарю. Это и есть ведьмы...»
13 декабря католики отмечают память св. Люции, мученицы времен Диоклетиана (III в.)
Имя Люция происходит от латинского слова «lux» - «свет». С праздником в ее честь связана поговорка: «Со святой Лукией ночи убывают». Появилась она еще при юлианском календаре, в соответствии с которым на 13 декабря приходился день зимнего солнцестояния. После григорианской реформы 1582 года самый короткий день в году выпал на 21 декабря. После этого народная мудрость перестала соответствовать действительности, что нашло отражение в дополнении к поговорке: «Со святой Лукией ночи убывают, но дни длиннее не становятся».
По легенде, у св. Люции были прекрасные глаза, которыми она очаровала некоего молодого человека, и чтобы он не впал в искушение, она выколола свои глаза и прислала их ему на тарелке. Благодаря этой легенде, в романских и германских странах св. Люция считалась покровительницей света и целительницей глазных болезней.
Однако в обрядах и поверьях многих стран сохранилась память и о самом «ведьмином» дне - дне св. Люции. По некоторым поверьям на св. Люцию ведьмы сбивают под мостами масло, танцуют на перекрестках и могут «затанцевать» попавшихся им мужчин и парней до смерти, ночью ходят в белых покрывалах и с ведрами в руках, собираются на шабаши и т.д.
Соответственно, предпринимались и различные меры по защите людей и их окружения от ведьм. Например, как и всякую нечистую силу, ведьм выгоняли из села шумом, свистом, стуком, колокольным звоном, выстрелами, хлопаньем бича и пр. Для защиты от пагубного ведьмовского воздействия использовали чеснок: его ели сами и давали есть скоту, а также натирали им лоб, руки и ступни, мазали его соком стены хлевов и рисовали чесноком или дегтем кресты над входом в хлев и дом. В качестве оберегов применялись и различные запреты. Например на Люцию запрещалось прясть и шить (иначе, по поверью, скрючит пальцы, работа будет все время портиться, куры перестанут нестись и т.п.; а у кормящих женщин, нарушивших запрет, по народному поверью, воспалится грудь), стирать, печь хлеб, работать на лошадях, ломать или разбивать что-либо и т.д.
Еще одним магическим способом защиты от злых сил и ведьм в частности было исполнение на св. Люцию т.н. «бесчинств». Такие бесчинства, как правило, заключались в том, что молодые парни вечером собирались группой и крали по дворам все, что могли (дрова, хозяйственную утварь, личные вещи, одежду и обувь), разбирали заборы, разваливали поленницы, отпиливали дышло с воза или перегораживали возами дорогу, замазывали окна домов известью (чтобы заставить обитателей дома из-за царящей в доме темноты проспать дольше обычного)... Такое ненормированное, «перевернутое» поведение людей должно было дезориентировать и отпугнуть нечистых духов: им как бы давали понять, что в данном месте присутствует некое хаотическое начало, которое сильнее их и может нанести какой-либо ущерб им самим.
Но несмотря на все это, встречаются также и представления о том, что Люция охраняет и защищает людей от ведьм. Женщины в день ее памяти не пряли, «чтобы не спутать волосы святой», а также не мылись и не стирали, чтобы не причинить Люции боль.
Мотивы прядения встречаются в обряде ряжения св. Люцией. В Словакии, Валахии и южной Чехии «Люцки», одетые во все белое, с лицами, закрытыми покрывалом или волосами, в день св. Люции ходили по домам. «Люция» проверяла чистоту и порядок в доме, а также количество и качество пряжи, выпряденной хозяйкой.
Интересно, что «Люцки» и их свита порой во время всего обхода сохраняли молчание, ходили зачастую необычной походкой (раскачиваясь, прихрамывая, ковыляя или подпрыгивая), обещали следить за поведением детей из-за печной трубы и пр. Они вели себя скорее как ряженые-демоны, чем как ряженые-святые. В некоторых местах «Люции» имели даже откровенно демоническое обличье: они одевались в белые балахоны, посыпали лица мукой или сажей, растрепывали волосы, иногда вставляли вырезанные из репы устрашающие клыки или приделывали себе горб, порой оборачивались гороховой или житной соломой. Иногда «Люцкам» придавались и некоторые черты, свойственные обычно демонам: например, они имели конскую голову, гусиные лапы, птичий клюв и т.п.
Двенадцать дней от св. Люции до Рождества, как время присутствия рядом с людьми неких сверхъестественных существ, когда граница между миром людей и «тем светом» словно бы истончалась, как нельзя лучше подходили для гаданий. Гадали о погоде, о будущем урожае, о судьбе, о замужестве... Гадания у всех народов разные.
Например, поляки и словаки для того, чтобы узнать, каким будет урожай, каждый день брали по одному угольку из печи и загадывали на него вид выращиваемой культуры, а потом смотрели: если будет сыпаться много пепла, то и урожай будет хороший. О замужестве девушки гадали чаще всего по распустившимся веточкам вишни, поставленным в воду (они должны были распуститься к Рождеству). Зазеленевшая веточка могла обозначать удачу и счастье в будущем году, щедрый урожай фруктов и здоровье семьи, а кое-где еще и «честность» девицы. О суженом девушки гадали, вытягивая из-под подушки листочки с именами парней, и это называлось «гаданием св. Люции» (wrozba sw. Lucji).
Праздник св. Люции в Швеции.Праздник святой Люции (Sankta Lucia) является исконно шведской традицией. Ни одна другая страна так широко не отмечает этот праздник. Он получил свое название в честь итальянской мученицы Люции, погибшей в 304 году в Сиракузах на Сицилии. Но в остальном шведская Люция имеет мало общего с итальянской мученицей.
Обычно говорят, что ночь дня св. Люции - это самая длинная ночь в году. Такое мнение сложилось в тот период, когда в Швеции использовался юлианский календарь. В XV веке на 13 декабря приходился день зимнего солнцестояния. Когда в 1753 году Швеция перешла на григорианский календарь, зимнее солнцестояние было перенесено на 21 декабря, ночь св. Люции сохранила свое значение самой длинной и темной ночи, времени разгула сил зла.
В Швеции в ночь св. Люции сегодня устраивают разгульные праздники. Это наследие Средневековья. В средневековой церкви правила поста во время адвента (время подготовки к Рождеству от лат. «Adventus Domini» - Пришествие Господа) были очень мягкими, и строгий пост начинался лишь после Люции. Поэтому в день св. Люции много пили и ели. По некоторым сведениям, в день Люции съедали по семь завтраков до восхода солнца. Затем начинался рождественский пост.
У шведской Люции множество прообразов. Один из них - немецкая «Christkindlein» - одетая ангелом маленькая девочка, раздающая подарки. Часто эту девочку изображают в венке со свечами. Когда-то в XVII веке девочка со свечами в волосах пришла из Германии в шведские поместья.
Самое раннее шведское документальное свидетельство о Люции относится к 1764 году. Один старый священник, вспоминая о годах своего обучения, рассказал о том, как однажды утром в день св. Люции его разбудило ангелоподобное существо, угостившее его салом и водкой.
Королевским школьным указом 1724 года было установлено, что зимние каникулы должны начинаться в день св. Люции. В этот день студенты одеваются в белые одежды и поют рождественские песни для своих профессоров. Кое-кто из студентов одевался ангелом; этот ангел также является прообразом шведской Люции.
Свою нынешнюю форму праздник св. Люции приобрел лишь в ХХ веке. Сегодня Люция носит длинное белое платье с красным шелковым поясом, на ее голове - корона с пятью свечами. Люцию сопровождает свита из девушек и звездных мальчиков. Люция угощает всех кофе и особыми булочками с шафраном, которые называются «люссекаттер». Праздник Люции отмечают все и везде: в школах, детских садах, в организациях. Дома дети также празднуют и поздравляют соседей. В день Люции группы детей посещают больницы и дома для престарелых и поют песни адвента и Рождества. В репертуар всегда входит песня Люции, слова которой были написаны в Швеции на мелодию неаполитанской народной песни Санта Лючия.