читать дальшеМногие общества допускают сексуальные связи между подростками и юношами одного возраста и пола; такая практика известна у жителей острова Маллекула (Новые Гебриды), африканцев кавирондо, лау (острова Фиджи), дагомейцев, манус (Самоа), нама (Южная Африка), нгонде (Африка), гондов (Центральная Индия) и др. Такую же терпимость проявляют многие архаические культуры к отношениям, складывающимся между мальчиками и старшими мужчинами, совместно проживающими в домах холостяков или мужских домах. Иногда эти отношения даже институционализируются. Например, у аранда (Центральная Австралия) молодой инициированный мужчина мог временно, до женитьбы, взять "в жены" десяти-двенадцатилетнего мальчика. У сиванов (Ливия) отцы отдавали своих сыновей за плату другим мужчинам. Нередко сексуальные контакты между людьми одного пола были элементом определенных ритуальных действий, например, обряда инициации. Многие первобытные народы верили, что вместе с семенем мужчина передает мальчику-подростку свои наиболее ценные свойства - смелость, мужество и т. д. Поэтому обряд инициации включал в себя орально- или анально-генитальный контакт, в котором мальчик выполняет рецептивную, женскую роль. Например, у маллекула (Новые Гебриды) отец мальчика, которому предстояло обрезание, выбирал для него взрослого опекуна, вступавшего с мальчиком в сексуальную связь. Считалось, что это способствует росту мальчиков и что таким путем им передается мужская сила. Сходная символика и обряды существовали и у многих других народов, включая индоевропейцев. Символической основой ритуала была идея одухотворения через оплодотворение. Эротические склонности участников особого значения при этом не имели, в остальное время они вели обычную гстеросексуальную жизнь. В некоторых обществах сексуальные отношения между мальчиками-подростками считались нормальными и даже обязательными на протяжении всего переходного возраста. Вот как это выглядит (по сей день) у папуасов самбия (Новая Гвинея), описанных Г. Хердтом. Когда мальчики этого маленького воинственного племени достигают семи-восьми лет, их отбирают у матерей, и они живут в замкнутом мужском мире. Самбия верят, что необходимым условием роста и развития мальчика является регулярное питье семени. До начала полового созревания мальчики должны отсасывать (фелляция) старших подростков и юношей, а затем их самих начинают обслуживать новички. Юноши и молодые мужчины брачного возраста в течение некоторого времени ведут бисексуальную жизнь. Став отцом, мужчина прекращает однополые контакты, полностью переключаясь на женщин. Символической основой этой своеобразной социализации является желание "возвысить" и "очистить" мужское начало жизни, "освободив" мальчиков от фемининных элементов. Этот социализационный контекст важен и для понимания древнегреческой культуры, тесно связанной с идеей однополой дружбы. Как известно, греки допускали и даже одобряли гомосексуальные отношения, но при двух условиях:
1) это должны быть отношения между свободными людьми;
2) между взрослым мужчиной и мальчиком-подростком.
Древнейшие формы таких отношений были связаны с воинским обучением. Мальчик был для мужчины-воина не просто эротическим объектом, но учеником, за которого он нес полную ответственность перед обществом. На древнем Крите и в Коринфе VII века до нашей эры существовал обычай похищения мальчика взрослым мужчиной, который вводил подростка в свой мужской союз; сексуальная инициация сочеталась с воинским обучением, после чего мальчик, снабженный оружием, возвращался домой. В древней Спарте каждый мальчик между двенадцатью и шестнадцатью годами должен был иметь взрослого покровителя, воинская слава которого распространялась и на мальчика. Такой союз рассматривался как брачный и продолжался, пока у юноши не вырастали борода и волосы на теле. Если юноша проявлял трусость на поле боя, за это наказывали его любовника. В Фивах существовал особый "священный отряд", составленный из любовников и считавшийся непобедимым, ибо, как писал Ксенофонт, "нет сильнее фаланги, чем та, которая состоит из любящих друг друга воинов". Позже в Афинах классического периода, когда традиции древних мужских союзов и воинского братства были уже подорваны, на первый план выступают другие ценности, в частности, эмоциональная близость. Почему потребность в интимности реализуется как гомоэротическая - вопрос особый. Историки объясняют это гипертрофией мужского начала в древнегреческой культуре и зависимым положением женщины. Идеал однополой дружбы-любви у Сократа и Платона тесно связан с идеей воспитания и передачи мальчику жизненного опыта старшего мужчины. Этот "педагогический эрос" придавал особый нравственный смысл таким отношениям, позволяя некоторым античным философам ставить их выше гетеросексуальной любви. Когда эта мотивация ослабевает или выясняется ее иллюзорность, однополая любовь утрачивает привилегированное положение и начинает рассматриваться - в поздней античности - просто как одна из разновидностей эротизма. Но почему-то все время упоминая гомосексуальность или бисексуальность, имеются ввиду мужчины. А что, среди женщин их нет? Как уверяют некоторые исследователи, в процентном отношении, таковых даже больше, чем мужчин. Примером тому могут служить нравы царившие в гаремах турецких султанов и других восточных правителей (внимательно прочтите хотя бы «Тысячу и одну ночь»).
Отношение каждого данного общества к однополой любви зависит, с одной стороны, оттого, как именно она символизируется, а с другой стороны, от уровня общей социальной терпимости. Чем больше страхов и тревог вызывает у людей сексуальность как таковая, тем враждебнее они относятся к гомосексуальности и бисексуальности.
Какова природа однополой любви по данным науки?
Спор идет по двум основным линиям:
1) является ли однополая любовь или предрасположенность к ней врожденной, биологически обусловленной или она возникает в процессе индивидуального развития, под влиянием определенной среды и воспитания?
2) является ли она половым извращением, следствием болезненных нарушений в развитии организма и личности или же одним из вариантов нормальной человеческой сексуальности?
Современная наука не имеет единой теории происхождения гомосексуальности, и разные дисциплины подходят к этой проблеме с разных сторон. Какие-то формы сексуальных контактов между особями одного и того же пола существуют во всех без исключения человеческих обществах и зафиксированы у большинства видов млекопитающих. Следовательно, говорят ученые, это поведение не является биологически случайным и выполняет какие-то адаптивные, приспособительные функции. Но каковы эти функции и одинаковы ли они у разных видов и популяций?
За чисто мужскими божествами некоторые древние религии признавали наличие склонностей как гетеросексуальных, так и гомосексуальных, то есть по существу изображали их как бисексуальных. Так, древние греки приписывали своему главному богу Зевсу, мужу Геры, влюбленность в прекрасного земного юношу Ганимеда, которого Зевс взял на небо и сделал виночерпием богов, чтобы услаждаться с ним любовью. Имел любовников, а не только любовниц, и Аполлон - Гиацинта и других. В Китае считали, что во всяком человеке есть и мужское и женское начала - Ян и Инь, и надо добиваться их гармоничного сочетания. Но только с наступлением XX века эти древние идеи были возрождены в сугубо практической реализации.
В 1891 г. английский исследователь античной греческой сексуальности с точки зрения этики Джон Э. Саймондс получил из Америки письмо по интересующей его теме от профессора математики из Гарвардского университета. Письмо он передал своему коллеге известному либеральному сексологу Хэвлоку Эллису. Эллиса оно повергло в шок. В 1897 г. он приводит это письмо в своей совместной с Саймондсом книге "Половое извращение" (Ellis and Symonds 1897: 273 - 275), но считает необходимым скрыть имя профессора, обозначив его символом неизвестности X...... а из следующего издания, 1901 г., письмо было изъято. Фамилию американского профессора Саймондс приводит в своих письмах (Symonds 1969: 585 - 586) как Пирс (Pierce), под вопросом (вероятно, сомневаясь в своей орфографии). Видимо, это никто иной как знаменитый гарвардский основоположник философии американского прагматизма Чарлз С. Пирс (Peirce), специалист по математической логике.
Что же так испугало либерального Эллиса в письме из Америки? Это "теория полного безразличия инстинкта деторождения", сообщает Эллис и поясняет: из нее следует, что гомосексуальность является от природы нормальным явлением. В письме американского профессора сказано:
"Я изучал и исследовал вопрос в течение многих лет и пришел к твердому убеждению, что гомосексуальность не представляет ничего безнравственного, что, как всякая другая страсть, если только верно понята и управляема духовными чувствами, она направлена к физическому и нравственному здоровью субъекта и расы, и только ее уклонения - безнравственны. Я знавал множество лиц, более или менее подверженных этой страсти и большинство из них были люди чрезвычайно развитые, прямые, утонченные натуры и отличались, должен добавить, вполне ясным умом. Каждому известно, какое имеет пагубное влияние на общество гетеросексуальная страсть в том виде, в котором она существует при современных условиях жизни, когда она превращает мужчин и женщин в безумцев, лицемерных эгоистов и это особенно у тех народов, у которых гомосексуальность считается позором; по-моему, это означает искать нравственность, провозглашая божественной одну из ее форм, наименее того заслуживающую, а другую называя гнусной и противоестественной. Ошибочно утверждать, что любовь женщины обязательно должна быть направлена к мужчине, а любовь мужчины к женщине. Эта доктрина нуждается в доказательствах ... Страсть сама по себе слепа... Но выбор одного из этих инстинктов зависит только от случая. Половая страсть возбуждается известными достоинствами, действующими на нее раздражающим образом. Она может встретить эти достоинства, как в мужчине, так и в женщине. Оба пути одинаково натуральны для мужчины, не развращенного. ... Это любовь одного какого-нибудь пола явление развращающее. Нормальный человек любит оба пола. ... Прогресс именно в том и заключается, чтобы животность заняла подчиненное положение в отношении психики".
Вместо заключения.
Принято считать, что сексуальное удовлетворение человек обязан получать, только взаимодействуя с противоположным полом. Эта мысль исторически была закреплена в общественном сознании по той причине, что обществу на протяжении веков требовалось воссоздавать себя, то есть требовалось увеличение численности населения, ибо смертность была чрезвычайно высокой - болезни (эпидемии) и непрекращающиеся войны (территориальные претензии) уносили много жизней, да и средняя её продолжительность была не высокой. Все институты управления - государство (на законодательном уровне), церковь (в проповедях и постулатах) старались содействовать этому, и любые другие отношения, не приводящие к продолжению рода, порицались и преследовались. Даже половые отношения между мужем и женой, которые совершались не ради продолжения рода, считались блудом. По этой же причине отрицательно воспринимались любые половозрелые женщина и мужчина, не имеющие семью. Институт семьи был поставлен во главу угла, ибо только он мог в полной мере осуществить задачу воспроизводства населения. И семьи были большими, средний показатель - десять детей и более. Сейчас, когда отпала острая необходимость тотального воспроизводства, отношение общества к сексу также изменилось. Секс ради удовольствия больше не считается блудом (а он никогда не был таковым, что бы ни говорили - люди всегда получали от этого удовольствие; и первобытные неандертальцы, и древние римляне, египтяне, майя и ацтеки; и в средние века, и в наши дни). Широко пропагандируются различные противозачаточные и увеличивающие наслаждение средства и методы, не приводящие к зачатию. Значит, в общественном сознании, секс более не является только инструментом продолжения рода. Однако расставания со стереотипами прошлого происходят очень медленно и болезненно.
Альфред Кинзи доказал, что большинство людей бисексуальны, т.е. вполне могут получить сексуальное удовлетворение, взаимодействуя как с противоположным полом, так и со своим. И разделение людей на нормальных (получающих удовлетворение только от взаимодействия с противоположным полом) и ненормальных (получающих удовлетворение только от взаимодействия со своим полом) не соответствует истине. Это две крайности одного явления. А по середине – большинство. По-видимому, прав был З. Фрейд (основоположник психоанализа), заявивший, что в начале жизни мы все бисексуальны, но, вырастая, постепенно подавляем часть нашего потенциала и нам в различной степени прививают нормы, традиции, и догмы того общества, в котором мы находимся.
И, если мы не считаем, что единственное предназначение секса, это продолжение рода, тогда почему так неоднозначно воспринимаются однополые отношения? Ведь, как выяснилось, большинство людей бисексуальны, и многие, в определенных условиях, не прочь получить удовольствие - почему тогда это так тщательно скрывается? Всё по той же причине - довлеют стереотипы прошлого. Многие об этом не задумываются. Так принято, и всё. Людям вообще присуща потребность навешивать ярлыки — так проще, не надо ломать голову, искать объяснений, вникать в сущность.
Если отбросить все условности, предрассудки и догмы (кем, когда и почему принятые — мы выяснили), то секс, не является ни грязным, ни порицаемым. Грязными и порицаемыми могут быть только наши мысли. Не обязательно быть голубым, чтобы испытать удовольствие. Но мысль о позорности таких отношений, так стойко, как бетонный столб, вбита в сознание многих людей, особенно старшему поколению, что иного они и не представляют.
И, когда мы научимся не видеть врага в каждом, кто думает и действует иначе, чем мы, и не призирать его - тогда нам всем станет просто легче жить.
В.Барский, сексолог