Грустно читать Пантелеева "Наша Маша". Все же поздние дети часто страдают, то их перелюбливают, то воспитывают позабыв о своем детстве [есть яркий пример раннего и позднего ребенка в почти одной семье, такое различие не в плюс позднему, что не перестаю удивляться]. Сама Маша умерла в 34 года из-за какой-то нервной болезни, которая покорежила ей всю жизнь. И вот вопрос, сложный такой вопрос, эта нервная болезнь пришла от воспитания, от того, как она жила в раннем детстве или все же уже была "заложена" в организме.
Потому что встречаются в книге моменты, которые сильно настораживают, и встречаются не редко, а еще встречаются моменты воспитания, которые мне совсем не нравятся, и тот факт, что я дочитала почти до ее 4-х лет, а за это время нет никаких описаний того, что ребенок на прогулке играл с детьми на площадке или что ее хоть на время водили в детский сад. Что, в 1960-м году не было детей на улице и садов? Ребенок постоянно среди взрослых, папа, мама, бабушка, тети, гости. Все лето на съемной даче, но и там какая-то беда с детьми, их нет, вот только к 4 годам они сняли дачу, где по соседству жили дети, но и тогда родители не рвутся водить к ним своего ребенка [зато активно думают о том, что папе надо работать, поэтому дачу надо снять в тихом малолюдном месте].
С ней конечно и играют, и фантазируют, водят по зоопаркам, гуляют, но вот эта изоляция в кругу взрослых никак не вписывается в мое понимание детства.