Продолжаю читать книги для родителей о детях. Предыдущие подобные посты здесь и здесь.
Монтессори М. "Впитывающий разум ребенка" - честно говоря я ее прочитала меньше, чем наполовину, потому что в продаже ее нет, а в электронном варианте удалось найти только что-то невменяемое и совершенно корявое, иногда на странице только пара слов без ошибок. Возможно поищу потом в библиотеке, чтобы дочитать. Книга, написанная Монтессори после ее жизни в Индии, что накладывает некоторый отпечаток. По большому счету ничего особо полезного там нет, это ода чуду рождения, развития и того, как человек, рождаясь только с самыми основами нескольких умений превращается в человека, как он впитывает знания из окружающей среды. Так как сама Монтессори жила в конце XIX - начале XX веков, можно увидеть как неожиданно вместе с ее трудами в научном мире раскрывались тайны детского развития. Как написано в книге, раньше всех больше беспокоили тайны смерти, а теперь начали интересоваться и рождением. Как зарождалась эмбриология, философы XVIII века считали, что человек не появляется из одной клетки, а он уже есть, мальчик или девочка, но такой, какой должен быть, такой крошечный человечек, что его просто не видно. А когда один ученый много позже посмотрел в микроскоп и сказал, что нет человечка, а есть клетка и ее деление, ему пришлось уехать из страны, такому гонению он подвергся и еще 50 лет после этого никто не осмеливался выдвигать таких теорий. К детям до 3-6 лет вообще относились как к чему-то не разумному и совершенно не обучаемому. Монтессори умерла уже в середине XX века, но тут даже она пишет, что до 3 лет ребенка нельзя ни чему научить, и все так считают, ведь ему еще нельзя что-то объяснить, как школьнику. В ее классах "учились" дети от 3 лет. Да, когда она умерла, Гленн Доман только окончил университет и начал свои изучения, еще никто не пытался учить младенцев чтению и энциклопедическим знаниям) Но в тоже время Монтессори ругала школы за их не верный подход к обучению и к тому, что они отбивают всю детскую тягу к знаниям и их естественное впитывание знаний и навыков. По большому счету она была где-то на пути к понимают того, что и до 3 лет можно повлиять на обучение ребенка и ее материалы можно применять раньше.
В общем, с исторической точки зрения книга интересная.
"Шичида - теория и практика" - сборник. Так как книги Шичиды еще не переводили на русский язык, здесь перевод энтузиастов + вырезки из форумов.
На самом деле я из этого собрания странного перевода и подозрительных историй ничего бы не вынесла полезного) Намного более красочно, развернуто, понятно, с кучей примеров, фотографий и видео о методе, дополнения метода другими развивающими занятиями и вообще о правополушарном развитии в блоге у Лизы Черниковой (или вот отдельно там по тегу метода тыц).
"Баловать нельзя контролировать. Как воспитать счастливого ребенка" - с одной стороны в книге много того, что и так кажется понятным и само собой разумеющимся, с другой стороны есть некоторые моменты, которые рассматривая со стороны психологии могут негативно влиять на детей, но о которых в простой жизни вряд ли задумаешься.
Единственное, не понравились рассуждения о раннем обучении. Уж слишком там однозначно, не описана та граница за которую не нужно переступать, чтобы не переусердствовать. Да, я согласна, что постоянные занятия, пичканье ребенка информацией, записывание его в кучу кружков и секций, чтобы все время было занято, это лишнее. Стресс от мысли, что ты мало даешь своему ребенку или уже чего-то недодал и упустил, это тоже штука лишняя. Но опять же не описана граница, есть только "искренне любите, не нервничайте и это даст больше, чем все развивающие занятия". Совсем не согласна. Это уже крайность. Почему нельзя любить, гулять, веселиться, дурачиться, но часть времени посвящать развитию или интегрировать развивающее в обычную жизнь. Не весь день корпеть над ребенком, чтобы он переплюнул гения, но и не отпускать на весь день вольно пастись на лугу и пусть оно само как-нибудь растет и развивается.
Хотя в той же главе вообще все в кучу - не налегать на развитие ребенка, не решать его учебные проблемы заступаясь перед всеми учителями и пропихивая в колледж и проблема со стимулирующими таблетками. Мне кажется это все же три разные темы.
К остальным главам таких претензий у меня нет, даже полезно перечитать через сколько-нибудь лет)
furry-sapiens
| воскресенье, 19 октября 2014