"Хочу иметь - имею, хочу знать - знаю, хочу мочь - могу: это три разветвления единого ствола воли, уходящего корнями в два чувства - удовлетворения и недовольства.
Младенец старается познать себя, окружающий его животный и растительный мир, потому что с этим связано его мышление. Спрашивая "это что?" - словами или взглядом, он ждет не названия, а оценки.
- Это что?
- Фи, брось, это бяка, не трогай!
- Это что?
- Это цветочек. - И улыбка, и приятное выражение лица, и разрешение взять в руки.
Порой, спросив о нейтральном предмете и в ответ получив голое название без чувственной мимической характеристики, ребенок глядит на мать и удивленно, словно бы разочарованно, повторяет название, растягивая слово, не зная, как быть ему с этим ответом. Он должен набраться опыта, чтобы понять, что наравне с желанным и нежеланным существует также нейтральный мир.
- Что это?
- Вата.
- Вааата? - И вглядывается в лицо матери, ждет знака, что ему следует думать об этом.
Если бы я путешествовал по субтропическому лесу в сопровождении туземца, я бы точно так же, завидев растение с неизвестными мне плодами, спросил бы его: что это? - а он, угадав вопрос, ответил бы мне окриком, гримасой или улыбкой, что это яд, вкусный плод или бесполезное растение, которое не стоит срывать и класть в рюкзак.
Детское "что это?" означает "каково оно? чему служит? какую пользу можно от этого получить?"." (с) Януш Корчак